Ответы на вопросы к кандидатскому экзамену

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



9. Трансцендентальный метод И. Канта.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

9. Трансцендентальный  метод  И.  Канта  и  проблема обоснования  научного  познания. Антропологический поворот в анализе научного знания.

0

2

Кант - родоначальник немецкой классической философии. 2 основных направления и 2 основных источника философии Канта - в словах: "Звездное небо надо мной..." - намек на механику Ньютона, которая для Канта - предпосылка теоретической философии, следовательно задача -философское обоснование законов естественного процесса; и "моральные законы во мне" - стимул разработки моральной философии, задача которой - обоснование человеческого достоинства и взаимного равенства. В решении этих вопросов Кант провел критику старой метафизической философии. Благодаря задачам, которые он решил, а также способу их разрешения, Кант становится основателем немецкой классической философии. Задачи философии по Канту: Что я могу знать (о себе, судьбе, смысле) ? (гносеология) Что я должен знать (чтобы быть человеком) ? на что я могу надеяться (смертен - бессмертен)? что такое человек ? (осн. Задача, которая решается по-разному).
Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания (первый вопрос). У Канта возникает задача: установить различие м/у субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант разделяет 2 уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-познавательные особенности человека, к трансцендентальному - надындивидуальное начало в человеке, то есть всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.
Одна из основных проблем "Критики чистого разума" (Трансцендентальный идеализм.) - как возможно достоверное научное знание. Выражение "критика чистого разума" - это критика всего познания, к которому может прийти априори, то есть способом доказательств. Созвучен "Критике" и основной вопрос "Пролегоменов": возможна ли вообще метафизика? (здесь метафизика - конструирование доказательств трансцендентных предметов - Бога, души и идеи мира).
Кант считает, что достоверное знание - это значит объективное знание. Объективность же, по Канту, отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Следовательно, для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания обуславливается структурой трансцендентального субъекта, его надиндивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время - это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика).
Доопытные формы чувственности - пространство и время - создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности - рассудка. Рассудок - это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы и, таким образом, обуславливает объективность знания. Возможность для такой деятельности рассудка создает акт самосознания субъекта: я мыслю (трансцендентальное единство апперцепции, то есть объединение восприятий за пределами опыта).
Теория познания Канта состоит в следующем. Существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем, то есть располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась" ему, и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, то есть, каковы их качества и свойства, их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает, и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в себе", непознанными, нераскрытыми.
Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить вещи сами по себе и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможности в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум - это высшая способность субъекта, который руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Доказательством положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума (противоречивые взаимоисключающие положения). Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается, можно доказать справедливость 2х противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечно человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире "вещей самих по себе".
Когда мы выходим за пределы возможного опыта, мы имеем дело с понятиями, имеющими свой источник исключительно в нашем разуме, и с чисто мыслительными сущностями.
Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и м/у которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта "миром явлений", оставив нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".
3 ступени в познании мира: 1) Чувственное (живое созерцание) (в голове не вещи, а хаос) 2) Рассудок (упорядочивает хаос) 3) Разум (анализ проникновения в сущность вещей). Познавательные возможности человека ограничены, предоставляется возможность верить.

0

3

Антропология и этика в философии Канта. Сфера и границы свободы воли.
Кант - родоначальник немецкой классической философии. 2 основных направления и 2 основных источника философии Канта - в словах: "Звездное небо надо мной..." - намек на механику Ньютона, которая для Канта - предпосылка теоретической философии, следовательно задача - философское обоснование законов естественного процесса; и "моральный закон во мне" - стимул разработки моральной философии, задача которой - обоснование человеческого достоинства и взаимного равенства. Задачи философии по Канту: 1)Что я могу знать (о себе, судьбе, смысле)? (гносеология) 2) Что я должен знать (чтобы быть человеком)? (этика) 3) На что я могу надеяться (смертен - бессмертен)? 4) что такое человек? (осн. задача, которая решается по-разному).
2-ая проблема эпохи, которую решил Кант своей философией, - проблема человеческой свободы. Человек - житель 2х миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно-воспринимаемый мир - это мир природы. Умопостигаемый мир - это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение - руководить поступками человека. Кант под "практическим" разумом людей понимает лишь область морального поведения. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Человек - это существо, которое преобразовало свои естественные стремления, поэтому, по Канту, он и обладает автономией. Человек - это скорее субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования. Отличие автономного мотивированного поведения от поведения, определяемого внешними причинами, является отличием м/у человеческим и животным уровнями жизни. Как существо, способное к автономной мотивации, человек является "целью в себе", тогда как остальные животные - лишь простые "средства".
Кант формулирует нравственный закон. Поведение человека согласно этому закону мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средствами для деятельности кого-то другого. Поэтому формула категоричного императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: "Поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство". Нравственное поведение выступает как ограничение личного эгоизма. Нравственный закон - это закон внеэмпирический, он не возникает в результате обобщения человеческого поведения. Подобным образом он и не мог возникнуть, ведь он касается того, что должно быть, а не того, что есть. Кант убежден в том, что знание закона не является проблемой. Закон знает каждый априори, то есть знание закона не обусловлено образованием или воспитанием, оно не обусловлено даже прямым познанием. Невыразимое знание закона является фактом нашего разума. Нравственный закон, таким образом, не только происходит из "разума", но он происходит из "чистого разума", то есть мы знаем о нем априори. Поведение на основе закона совершается не только ради других, но и ради себя, чтобы ощутить и выразить свою свободу и достоинство.
Кант устанавливает новый статус идей свободы, бессмертия и Бога. Это постулаты. Их философия не является теоретической, постулаты служат побудителями нашего морального стремления, которое побуждает нас к поведению согласно закону, к нравственному поведению. Кант ограничил знание, дав место вере. Именно вера в бессмертие души, свободу и Бога, рациональные доказательства существования которых Кант отвергает, составляет основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом. Сфера нравственного действия оказалась отделенной от научного познания и поставленной выше него. По Канту, там, где кончается сфера опыта, не может быть научного познания. Это - область веры, область моральных ориентации, сфера мировоззрения, вечный вопрос. Кантовский вопрос "На что я могу надеяться?" как раз и обрисовывает область веры. Суть кантовской философии, религии можно передать следующей краткой формулой: Богу угодна нравственная самостоятельность людей, и только она одна. Ему претит любое проявление малодушия, униженности и льстивости; соответственно подлинно верует лишь тот, кто не имеет страха перед Богом, никогда не роняет перед ним свое достоинство и не перекладывает на него свои моральные решения,
Начала: Для этики Канта характерно учение о независимости морали. В частности он признал мораль независимой от религии. Исследуя высший принцип моральности, Кант опирается как на центральное - на понятие «доброй воли». Воля добра «не в силу своей пригодности к достижению поставленной цели, а только благодаря волению, т е. сама по себе. Таким образом, понятая «добрая воля» отделяет цель от практического осуществления.
Форму поведения Кант называет императивом. Императивы бывают категорические и гипотетические. Если поступок, предписываемый императивом, хорош только в качестве средства для чего-либо другого, то мы имеем дело с гипотетическим императивом. Напротив, категорический императив признает поступок необходимым объективно, безотносительно к какой-либо цели.
Этика в философии - систематическое исследование того, как мы должны поступать как по отношению к другим, так и по отношению к себе, а также наука о происхождении и сущности морали.
Кант является решительным противником этического релятивизма (Этический релятивизм - теория, согласно которой правильность или неправильность какого-либо действия зависит от общества в котором живет человек, то есть не существует всеобщего морального закона). Главная цель его философских усилий состоит в том, чтобы представить абсолютно прочное, всеобщее доказательство действительности того морального принципа, который он рассматривал как основание любой этики, принципа, названного им категорическим императивом. Кант не считал, что открыл новый принцип, а предпочитал говорить, что его категорический императив - лишь более точная с философской точки зрения формулировка Золотого правила: Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Кант пересмотрел и обновил это правило: «Поступай так, чтобы максима твоей води всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего, законодательства.»
В основе этики Канта лежат три идеи. Идеи таковы: во-первых люди - разумные существа, которые способны размышлять над стоящей перед ними проблемой выбора на основе разума; во-вторых, люди обладают ценностью и достоинством, что ставит их выше всех просто условно ценных вещей в этом мире, и они представляют собой то, что Кант называет целью-в-себе; в-третьих, люди, будучи разумными целями-в-себе, являются авторами морального закона, в силу чего их повиновение долгу не является актом рабского подчинения, а достойным проявлением автономии. Когда Кант утверждает, что люди являются разумными существами, он имеет в виду нечто большее, чем их простую способность выносить суждения о природе мира или выводить одни высказывания из других. Разумное существо - это человек, способный заставлять себя действовать на основе разума.
Если Кант был прав в том, что побудительной силой для нас может быть разум, то имеет смысл спросить, действуем ли мы умно или глупо, последовательно ли мы рассуждаем, выбирая те или иные цели и средства, т.е. действуем ли мы разумно. Кант заявлял, что морально действующий человек, когда он размышляет о том, как ему следует поступать, должен игнорировать все частные факты, касающиеся его собственных интересов, желаний, индивидуальных обстоятельств и сконцентрироваться лишь на тех фактах, которые приемлемы для всех разумно действующих лиц как таковых (то есть должен существовать всеобщий нравственный закон). При этом выводы, к которым он придет будут иметь силу для всех разумно действующих людей, т е. будут универсальными законами. Именно это он попытался выразить в категорическом императиве.
Установив три ключевых принципа - 1) разумность воли, 2) безграничную ценность индивида как цели-в-себе, и 3) самозаконодательный или автономный характер разума - Кант объединяет их в понятии общества морально действующих лиц, называя это общество царством целей. Небольшая цитата из Канта (о целях): «Человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться так же как цель... Предметы, существование которых хотя и не зависит от нашей воли, а от природы, имеют только относительную ценность как средства и называются, поэтому, вещами, тогда как разумные существа называются лицами».

0

4

И.Кант о познавательных способностях человека.
В философском творчестве И.Канта можно выделить два основных этапа:
a. «докритический» период (1746-1781);
b. «критический» период (1781-1804).
В «докритический» происходит становление И.Канта как мыслителя. Принципиальной особенностью данного периода является обращение Канта к естествознанию, что являлось новацией для немецкой философии XVIII в. Крупнейшей работой этого периода является «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант обосновывает происхождение Солнечной системы из холодной туманности. Идея Канта затем в наиболее разработанном виде предстала как теория Канта-Лапласа.
Работы «критического» периода и прежде всего «Критика чистого разума» (1781) в которой рассматривается способность человека к теоретическому познанию, «Критика практического разума» , решающая проблемы этического действия и «Критика способности суждения» (1790), рассматривающая проблемы целесообразности, суждений вкуса создали Канту мировую известность и репутацию одного из светлейших умов человечества, а работы
В центре внимания «Критики чистого разума» человек в его одной из основных способностей - способности к познанию, к теоретическому мышлению. И задача первой критики состоит в исследовании этой способности. То есть «Критикой чистого разума» Кант отвечает на первый вопрос своей известной триады - «Что я могу знать?»
Кант в «Критике чистого разума» пытается рассмотреть саму возможность теоретического познания, рассмотреть мыслительный инструментарий познания, а не полученные с его помощью результаты, истинность которых по Канту проблематична до тех пор, пока мы не исследуем сами познавательные акты. Кант ставит принципиальный вопрос, резко меняющий само направление философского поиска: «Как возможна философия как строгая наука?», что позволяет философии вводить и оперировать такими метафизическими сущностями как «Бог», «душа», «вечность», «свобода» и др. как истинными? В этом плане он анализирует способности чистого, теоретического разума. Т.е. наука есть, прежде всего, теоретическое знание: разум должен взяться «за самое трудное из своих занятий - за самопознание.
Канту ввел понятия, которые  используются как базисные современной философской мыслью.
1. Априорный от apriori - доопытный, существующий до всякого опыта. Знание, предшествующее опыту и независящее от него.
2. Апостериорный от aposteriori - черпаемый из опыта, получаемый вследствие опыта. Знание, получаемое в результате опыта.
3. Трансцендентальный - относящийся к сфере априорного, доопытного. Относящийся к априорным условиям опыта.
4. Трансцендентный - находящийся вне сферы трансцендентального, то, что находится за границей возможного опыта.
Обосновывая свою концепцию, Кант, прежде всего, ставит естественный вопрос: в какой форме возможно человеческое теоретическое знание? И отвечает на этот вопрос так: конечно же в форме понятий, образующих в связи между собой суждение. Суждение есть такая связь понятий, по отношению к которой может быть определена истинность или ложность.
Кант вслед за Лейбницем, выделяет два типа суждений, в которых и существует знание:
1. аналитические суждения – только поясняющие и не прибавляющие ничего к содержанию познания, то есть суждения содержащие в предикате то, что уже содержится в субъекте. Кантовский пример: «все тела протяженные», то есть понятие «протяженность» включается как неотъемлемое в понятие «тело».
2. синтетические суждения, то есть суждения, расширяющие наши познания, когда предикат не может быть выведен непосредственно из субъекта, а расширяет, дополняет наше знание о субъекте: например, «некоторые тела имеют тяжесть».
Суждения могут быть охарактеризованы и по источнику их происхождения:
• априорные суждения имеют своим источником сам разум человека и не связаны с опытом, например: «все имеет свою причину». Знание о том, что все и каждое явление имеет свою причину по И.Канту не может возникать из опыта, так как в опыте нам даны не все явления, а лишь некоторая их часть и, следовательно, данное обобщение имеет лишь вероятностую характеристику, если оно делается в результате опоры на опытные данные, либо оно опирается на всеобщие структуры, находящиеся вне чувственного опыта, то есть в самом разуме, и тем самым однозначно имеет характеристики истинности и всеобщности.
• апостериорные суждения, возникающие в результате чувственного опыта. Знание о том, что снег бел не содержится ни в условиях нашего опыта, ни в самом понятии «снег». Следовательно оно может быть получено только в результате опыта и суждение «снег бел» является апостериорным синтетическим суждением.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что целью «Критики чистого разума» является попытка доказать, что наше познание является единством эмпирического и априорного, хотя никакое наше знание не может войти за пределы опыта, тем не менее оно частично априорно, не выводится индуктивно из опыта и именно априорная «часть» познания является гарантом всеобщности и достоверности нашего знания.
Таким образом, Кант отвечает на вопрос: «Что я могу знать?» Но перед И.Кантом стоят еще вопросы и не менее важные, чем вопрос о познании, а может быть даже и более важные. Ведь человек это не только и не столько познающее существо, а существо деящее и надеящееся, а познание, знание есть всего лишь составляющая деяния составляющая надежды.
Как же И.Кант отвечает на второй фундаментальный вопрос, им сформулированный: «Что я должен делать?» С точки зрения И.Канта любой человеческий поступок есть действие по отношению к другим людям, то есть он связан с другой сущностной способностью человека - с практическим разумом, с моралью, нравственностью.
«Критика практического разума».
Понимание оснований и сути нравственных правил, регулирующих отношения между людьми, И.Кант считал одной из важнейших задач философии. «Две вещи, - заявлял он, - наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Поскольку Кант трактовал «моральный закон» как наличный в сознании всех людей в виде неизменной данности, имеющей абсолютную ценность, постольку он, следуя принципам «критической философии», склонен был усматривать в нем еще одну априорную форму сознания – в дополнение к тем, которые перечислялись в «Критике чистого разума». Кант был убежден, что основу нравственной обязательности следуете искать не в тех обстоятельствах в мире, в какие он поставлен, а исключительно априори «в понятиях чистого разума». Речь идет о разуме в его познавательном применении, под которым понималось определение оснований воли как способности «или создавать предметы, соответствующие представлениям, или определять самое себя для произведения их, т.е. свою причинность».
Необходимым компонентом кантовского учения о доброй воле был тезис о ее автономии, понимаемой как полная независимость этой воли от какого-либо внешнего по отношению к ней обусловливания. Кант не ставил под сомнение факт влияния на человека, принимающего решение совершить нравственно значимый поступок, соображений о личном и общественном интересе, субъективных склонностей и предпочтений, религиозный верований и т.д. Кант считал, что все эти соображения, интересы, склонности, верования искажают, деформируют нравственную волю и потому не должны к ней примешиваться.
Практические основоположения, содержащие в себе общее определение нравственной воли, Кант подразделял на «максимы» и «законы». Максима – это «субъективный принцип воления», значимый для воли данного единичного лица, а закон – это «объективный» принцип воления, имеющий силу для воли каждого разумного существа. Такой закон Кант называет «императивом», разъясняя, что императив – это «правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку...». Императивы, в свою очередь, делятся Кантом на «гипотетические», исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и «категорические», которые обязательны при всех условиях и, значит, имеют силу независимо от каких бы то ни было условий. Кант далее уточняет, что «существует только одни категорический императив» как высший закон нравственности.
«Это значит: я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон». В итоговом виде формулировка категорического императива, видоизменявшаяся и оттачивавшаяся, гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Отсутствие указания на то, какие же именно максимы способны выступать в роли принципов всеобщего нравственного «законодательства», Кант считал не недостатком, а большим достоинством приведенной формулировки, свидетельствующим, что категорический императив является, как ему и подобает быть, «чистым» априорным законом и не включает в себя ничего «эмпирического». Подобная «чистота» означала, по Канту, что категорический императив определяет – в соответствии с требованиями априорности – лишь форму моральных поступков, но ничего не говорит об их содержании. Кант был убежден, что «если разумное существо должно мыслить себе свои максимы как практические всеобщие законы, то оно может мыслить себе их только как такие принципы, которые содержат в себе определяющее основание воли не по материи, а только по форме.
Согласно Канту, опора практического разума на «моральный закон» позволяла постичь «объективную реальность» того, что было совершенно непознаваемым для теоретического разума вследствие ограниченности его возможностей.
Осознание принципиальной разнородности предметов, к которым применяется, с одной стороны, теоретический разум («природа»), а с другой стороны, практический разум («свобода»), привело Канта к мысли о необходимости отыскать опосредствующую способность души, соединяющую способность познания и способность желания, воплощенные в названных видах разума. Кант назвал ее «способность суждения», имеющую своим предметом целесообразность, поскольку, по его мнению, цели «бывают либо целями природы, либо целями свободы».
Кант определял способность суждения как «способность подведения особенного под общее», различая при этом внутри нее
рефлектирующую способность, выражающуюся в размышлении «согласно некоторому принципу о данном представлении ради понятия, возможного благодаря этому»,
определяющую способность, выражающуюся в том, чтобы «определять лежащее в основе понятие данным эмпирическим представлением».
Предметом кантовского исследования является лишь рефлектирующая способность суждения. Он подразделяет ее на
эстетическую способность суждения о произведениях искусства (фил-я искусства)
телеологическую способность суждения «о природных вещах», под которыми подразумеваются биологические организмы (фил-я органической природы)
Более определенно, прекрасное, по Канту, есть то, что нравится с необходимостью всем, без всякого утилитарного интереса, а только своей чистой формой, а не понятием. При рассмотрении эстетической способности суждения Кант придавал базисное значение своеобразному чувству «удовольствия» («благорасположения»), испытываемому от предметов, которые оцениваются как прекрасные (или возвышенные).
Кант с большой остротой поставил и глубоко исследовал проблему специфики эстетического «удовольствия» в отличие от просто «приятного» в чувственном смысле и «доброго» в моральном отношении.
Положение Канта - «прекрасно то, что всем нравится без (посредства) понятия». Однако позиция самого Канта и по данному вопросу неоднозначна, причем настолько, что он формулирует антиномию с тезисом «суждения вкуса не основываются на понятиях» а антитезисом «суждения вкуса основываются на понятиях». Предложенное Кантом разрешение этой антиномии таково, что «суждение вкуса не основывается на определенных понятиях». Суждение вкуса основывается на «неопределенном» понятии о сверхчувственном субстрате явлений» .
Философия И.Канта оставила в истории мировой философии очень глубокий след. Кант достиг значительного расширения и углубления фил-ого анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как
происхождение необходимости,
логической структуры опыта и идеальных объектов науки,
выяснить синтез эмпирического и теоретического,
обосновать совмещение счастья и долга.
Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве. В западной философии после Канта многие философские системы прямо или косвенно связаны с кантовским учением. Это и фихтеанство, и  гегельянство, и неокантианство и др. На современном этапе философского развития можно говорить о связи с философией Канта таких направлений в философии как феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др.
Антропология и этика в фил-и Канта. Сфера и границы свободы воли.
Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов. Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики.
Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата. При такой интерпретации нравственность превращается в чисто техническую, прагматическую задачу, в вопрос о “благоразумии”, умении и способности эффективно достигать поставленные цели. Такие принципы действия, конечно, имеют место в человеческой жизни; Кант называет их условными, гипотетическими императивами: если желаешь достичь такого-то результата, следует поступать так-то. Но все дело в том, что такие правила, определяя средства (методы, способы, пути, технику) осуществления искомой цели, оставляют в стороне вопрос об определении самих целей. Действительно, моральные требования к человеку нельзя свести к каким-то техническим предписаниям, которые указывают лишь то, как можно наиболее эффективно достигнуть преследуемую цель. Целесообразность вовсе не всегда совпадает с требованием морали – вот какая проблема возникает в данном случае. Решение ее сводится к следующему: в жизни люди преследуют различные цели, но из этих – особенных частных, “эмпирических” – целей невозможно вывести нравственность. Напротив, это нравственность признает правомерными одни и осуждает другие цели. Стало быть, не понятие цели обосновывает моральное долженствование, а наоборот, эмпирические цели могут быть обоснованы или отвергнуты с точки зрения морали. Поэтому “цель, которую ставят, уже предполагает нравственные принципы. Например, идея высшего блага в мире... следует из морали, а не есть ее основа”.
Связь этики Канта с его теоретической философией, генезис его этических идей, становления его мысли в рамках учения о свободе и этике, долженствование (центральная категория его морали) – эти проблемы находятся в центре внимания при изучении его этической концепции.
Кант сторонник приоритета долженствования над ценностью в морали, в этом он видит специфику нравственности, кроме того, он первым в истории этики обратил внимание на всеобщий характер нравственных требований, на то, что они в своем обязующем значении распространяются на всех людей, в конечном счете на человечество в целом. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий и сам понуждать себя к этому. В этом он и видит специфику моральности, отличая ее от легальности (просто исполнения вменяемых человеку требований, внешнего подчинения). Мораль не выводится Кантом из анализа человеческого бытия, истории, общества, а просто постулируется как нечто изначально данное разумом и как некое особое измерение мира. Из отождествления Кантом морали и свободы (как способности человека давать себе самому законы) вытекает его формализм в понимании нравственности. По Канту “безусловно добрая воля, принципом которой должен быть категорический императив, неопределенная в отношении всех объектов, будет содержать в себе только форму воления вообще, и притом как автономию”; это и есть “единственный закон”, не имеющий никакого другого содержания. Он считает, что из чисто формального закона в решении любой конкретной моральной проблемы всегда следует только один возможный вывод, предписание к действию, принцип.
В этике Кант развивает учение об автономии морали: утверждая свободу, человек выступает творцом собственного нравственного мира, он сам себе предписывает закон действий. В отличие от условных правил поведения долг выступает абсолютным требованием, следовать которому надлежит безусловно. В обстановке громких требований прав человека и его свобод Кант своим категорическим императивом напомнил об ответственности, требования всегда поступать так, чтобы максима поступка могла в то же время стать принципом всеобщего законодательства. Действие не “сообразно с долгом”, а “из чувства долга” – вот что имеет истинно нравственную ценность. Человек поистине нравственен только тогда, когда исполняет долг не ради какой-либо внешней цели, а ради самого долга. Ни одно из непосредственно-спонтанных чувств – доброжелательность, сочувствие, сострадание, симпатия, участие – сами по себе еще не есть истинная добродетель. Ибо эти душевные порывы могут толкнуть человека отнюдь не только на путь добра, но и к совершению зла. Кант признает мотивы человеколюбия нравственными при условии, что они не просто выражают психические склонности человека, а поставлены под контроль долга, определены моральным законом как их объективным критерием. Единственно нравственным мотивом будет только такой, который “строго напоминает нам нашу собственную недостойность”, в коем нет ничего, “что льстило бы людям”, поощряло бы в них “самомнение” и “самодовольство”.
Поведение, закон которого совпадает с законом природы, не имеет, по Канту, никакого отношения к нравственному закону. То, чего нет в естественном законе, - это внутреннее принуждение. Моральную способность “свободного самопринуждения” Кант называет добродетелью, а поступок, исходящий из такого уважения к закону, - этическим поступком.
От религии мораль отличается. Бог - это гарантия совпадения счастья и долга (в мире ином), но для Канта важно то, что нравственное чувство совершенно автономно, рождается не из веры, а само по себе. В 60-е годы Кант приходит к убеждению, что в Бога следует верить, но доказать его существование трудно, а может быть, и не нужно; теоретические и религиозные принципы не совпадают с нравственными. Согласно Канту, существует множество хороших нравственных качеств, нравственных чувств, которые можно даже оценить как благородные, хотя в собственном смысле слова они не относятся к настоящим добродетелям. Например, чувства сострадания или благожелательности прекрасны и, однако, слепы и слабы. Ведь невозможно, чтобы наше сердце исполнялось нежным участием к каждому, иначе добродетельный человек, вечно проливая слезы, превратился бы в мягкосердечного бездельника; услужливость, сострадание, мягкосердечие по отношению к одним превращается в несправедливость по отношению к другим людям. Вот почему, согласно Канту, “истинная добродетель может опираться только на принципы, и, чем более общими они будут, тем возвышеннее и благороднее становится добродетель”. Эти общие принципы Канта и являются истинной добродетелью, в то время как сострадание, услужливость и т. п. заслуживают название лишь адаптированной (так сказать, облегченной) добродетели. Так рождается антиномия чувств и разума, счастья и долга.
Свобода “является одним из краеугольных камней морали и религии, а также ключом для систематического построения чистого разума и разума спекулятивного” - так характеризует значение проблемы свободы в философии Канта метафизически ориентированные кантоведы. Разум не может объяснить, как возможна эта свобода. Признавая природное несовершенство человека, Кант в то же время видел в нем разумное существо, которое способно с помощью собственного разума и нравственного императива ограничивать и преодолевать собственные желания. “Люди имеют достаточно ума для самоконтроля и морального поведения”.
Концепция свободы у Канта может пониматься как
“положительная свобода”, при которой человек свободен только тогда, когда его действия определяются моральным законом,
“нейтральная свобода”, имеющая место в случаях выбора человеком правильных или неправильных действий именно тогда, когда он предпочитает поступок, противоречащий долгу.
Для теории Канта оба эти аспекта свободы весьма существенны, так как, с одной стороны, только обусловленность действия категорическим императивом, то есть чисто рациональное действие согласуется с истинным характером ноуменальных сущностей, а с другой – необходимостью оставить возможность моральной ответственности для людей, действующих вопреки закону нравственности, делая существенной концепцию нейтральной свободы. Однако эти две концепции свободы несовместимы, когда субъект действует вопреки велению долга, он будет свободен в нейтральном смысле и несвободен в положительном. Подобная трактовка проблемы свободы лишь отчасти может быть основана на этике Канта путем различения понятий воли и произвола. Причем если в ранних работах понятие воли использовалось для обозначения как воли, так и произвола, то в поздних работах воля есть чистый практический разум источник объективного закона нравственности, а произвол содействует выбору между директивами воли и чувственности. Употребляя понятие воли в двух различных значениях как воли и как произвола Кант утверждает, что обе эти, противостоящие друг другу концепции вполне примиримы и что, следовательно, человек теоретически обладает свободой выбора. Проблема воли и произвола связывается с попыткой Канта объяснить изначальное зло в человеческой природе, не отвергая при этом свободы человека.
Кант отличает действие от намерения, сущее от должного: “свободные поступки являются добрыми:
в своих следствиях (соответственно их степени) - физически благие;
по своему намерению (соответственно их степени) – морально благие...
Кант потому и отделяет сферу свободной нравственности от природы, что здесь имеет значение не причинное действие, но намерение, мотив, должное. Это намечает путь основательной проработки Кантом принципа свободы, ибо свобода – это осуществление свободного выбора и свободного действия независимо от требований наличной, чувственно воспринимаемой действительности.
Не чувство, не природа, а разум определяет нравственные поступки человека. А исток таких поступков субъекта – свобода как один из определяющих аспектов нравственного разума.
Как же возможны свобода и нравственность? Человек, говорит Кант, принадлежит в одно и то же время к двум мирам. Один – мир природы, явлений эмпирического бытия, пространства и времени, внешней необходимости. Другой же – мир ноуменальный, вне пространства, времени и всего сущего, мир интеллигибельный, мыслимый лишь в категориях практического разума, мир свободы. Соответственно все мыслимые законы подразделяются Кантом на “законы природы” и “законы свободы”, или нравственности. Свобода для Канта означает не беспричинность, а способность разумного существа самому устанавливать для себя закон в качестве необходимого и универсального. Когда человек сам налагает на себя закон, но при том такой, который может быть одновременно законом всеобщим, распространяющимся на все человечество (знаменитый кантовский “категорический императив”), тогда он свободен. Это и есть нравственность, тождественная свободе.

0