Ответы на вопросы к кандидатскому экзамену

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



17. Наука как социокультурный феномен.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

17. Наука как социокультурный феномен. Место науки в традиционных и техногенных обществах. Социокультурные функции науки.

0

2

Наука как социокультурный феномен может рассматриваться с двух сторон: как привилегированный способ познания (по сравнению, например, с религией) и как ядро культуры (форма и уровень общественного сознания). ОС выражает системы взглядов, духовную жизнь общества. Как уровень ОС научное знание находятся на вершине пирамиды: научное, теоретическое, обыденное знание. Как форма ОС научное сознание также возглавляет их перечень: научное, религиозное, нравственное, правовое, политическое сознание.
Науку можно определить как исторически сложившуюся форму человеческой деятельности, направленную на познание и преобразование объективной действительности. Наука - это одновременно и система знаний, и духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Наука воздействует на различные сферы жизнедеятельности человека. В соответствии с этим можно выделить несколько функций науки: 1) культурно-мировоззренческая, 2) наука как непосредственная производительная сила, 3) наука как социальная сила, так как научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возник в ходе общественного развития.
Все это позволяет говорить о науке как социальном институте, обеспечивающем производство, накопление знаний, а так же его использование в практической деятельности людей. В качестве социального института наука представляет собой форму совместного труда, предполагает интеграцию его участников в относительно автономные научные сообщества, а также социальный контроль над обменом личными или групповыми достижениями. Эффективное производство и использование научного знания возможно лишь при определенных социальных условиях, при отсутствии рассогласований между специфическими ценностями личности и господствующими социальными нормами.
К. Маркс: научные знания представляют собой "всеобщий духовный продукт общественного развития". Наука - социальный институт, выполняющий определенные социальные функции в системе общественного разделения труда. Т. Кун: наука рассматривается как парадигма, принятая научным сообществом Этим он подчеркивал прямую зависимость науки от социальной сферы. Наука - продукт социальных условий, отношений, интересов (ставит в один ряд с мифом и религией). Научное знание связывалось с социальными условиями, и вопрос о его отношении к объективной реальности отбрасывается.
Существует два взгляда на науку (по Берналу): 1) идеалистический: цель науки - только открытие и созерцание истины, ее задача - в создании такой картины мира, которая соответствует опытным данным; 2) реалистическая: подчеркивается практическая полезность, истина - только как средство полезной деятельности, проверяется на той же деятельности. Идеалисты не признают за наукой какой бы то ни было практической общественной роли и в лучшем случае соглашаются с тем, что эта роль сравнительно незначительна и подчинена. Идеалистический взгляд рассматривает науку просто как неотъемлемую часть духовной культуры, при этом для культурного человека знание современной науки является в такой же мере необходимым, как и знание современной литературы. Многие ученые разделяют субъективный и несколько циничный взгляд на науку как игру, волнующую и занимательную для тех, кто имеет к этому вкус. Всякий активный ученый испытывает удовлетворение от выполняемой им работы и наслаждается ею.
17 в. - Великая научная революция. Теперь наука своими великими открытиями не только заявила о своем праве на самостоятельное существование, но и начала реально завоевывать это право. Этот процесс означал оформление науки как самостоятельной формы общественного сознания и вида духовного производства. Наука перестала быть полем деятельности любознательных и одаренных людей, поддерживаемых состоятельными покровителями. Она стала неотъемлемой частью промышленности, поддерживаемая огромными монополиями и государством. Это незаметно изменило характер науки, переведя ее с индивидуальной на коллективную основу.
Формирование научного сообщества было связано также с 1) развитием системы образования, профессионализацией научной деятельности, с развитием системы коммуникаций в науке; 2) с выработкой норм научной деятельности, системы ценностных ориентации, которых профессионально должен был придерживаться ученый, выработкой мотивации научной деятельности и механизмов ее стимулирования. Это взаимное социальное закрепление науки - и со стороны научного сообщества, и со стороны общества, выработка форм организации и норм научной деятельности означали превращение науки в особый социальный институт.
Формирование науки как социального института было обусловлено потребностями развития нового общества, капиталистической системы. Начинается процесс "проникновения" науки в общество, ее социальной интеграции с обществом, "ассимиляции" обществом ее результатов. Развитие производства привело к быстрому развитию сферы, связанной с техническим приложением науки. Теперь и научная политика стала частью государственной политики. Наука становится постепенно решающей силой технического процесса, опережающей развитие техники и производства, происходит формирование системы "Наука - техника - производство" (Маркс - "онаучивание" производства).
Особенностью современного этапа взаимоотношения науки и общества является все более широкое применение данных не только в производстве, но и в других сферах общественной жизни. Если прежде наука развивалась только как отдельная часть социального целого, то теперь она начинает пронизывать все сферы общественной жизни: научные знания и научный подход необходимы и в материальном производстве, в экономике и политике. и в сфере управления, и в системе образования. Техника в наше время является средством человеческой деятельности во всех сферах общественной жизни (транспорт и связь, ж/д и автомобили, радио и ТВ, в сфере обслуживания и в учебном процессе, управленческой деятельности, в самой науке). Наука становится не только источником новых видов производства, но и новых видов общественных потребностей. Наука становится все более необходимым компонентом соцсистемы, без которого немыслимо ни функционирование, ни дальнейшее развитие современного общества. "Обобществление" науки как бы завершает процесс становления науки в качестве компонента соцсистемы.
Если говорить в терминах "Тектологии" Богданова, то взаимодействие науки и других элементов общественной системы можно представить как агрессивный комплекс, в котором наука, с одной стороны, выступает агрессивным центром, так как воздействует на множество сфер общественной жизни: управление: производство; политика; семья; образование; средства массовой коммуникации; здравоохранение; сфера услуг, формирует новые потребности людей. С другой стороны, наука является элементом агрессии (подчинения) со стороны, например, производства, идеологии; общество ставит перед ней новые проблемы, выдвигает новые потребности.
В то же время наука обеспечивает устойчивость системы: собирает новый материал, знания, опыт человечества; хранит и передает другим поколениям; т.е. в этом случае мы наблюдаем пример дегресии. В обществе идеология, религиозные, научные, юридические, политические, социальные доктрины играют задерживающую роль скелета. Так В. Ж. Келле считает, что наука, научное познание выполняет в обществе 2 функции: 1) собственно познавательную - обеспечивает возможность целесообразной деятельности человека по отношению к природе, процесс изменения природы человеком: 2) идеологическую - обслуживает потребности сохранения целостности данной соцсистемы.
Подводя итог размышлениям о взаимодействии науки и общества, приведем мнение М. Вебера о ценности науки для практической жизни людей: 1) Наука прежде всего разрабатывает технику овладения жизнью - как внешними вещами, так и поступками людей - путем расчета; 2) наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними, 3) наука содействует в обретении человеком ясности. В науке существуют особые этические нормы. В нормах научной этики находят свое воплощение во-1ых. общечеловеческие, моральные требования и запреты, приспособленные к особенностям научной деятельности. Во-2-ых, этичные нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей (1-ая среди них бескорыстный поиск и отстаивание истины). Результат научной деятельности должен быть новым знанием и обоснованным (логически, экспериментально).
Р. Мертон: производство научного знания - социальный процесс, который регулируется обязательными принципами: универсализм (убеждение в том . что изучаемые наукой является повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от пола, возраста, расы, авторитета, титулов и звания тех. кто их формулирует); всеобщность (научное знание должно свободно становиться общим достоянием): бескорыстие (первичный СТИМУЛ деятельности ученого - поиск истины, свободный от соображения личной выгоды): организованный скептицизм (критическое отношение к достигнутым результатам). Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученого: процессы подготовки и проведения исследований, публикация научных результатов, проведение научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. Особую острогу приобрели вопросы, касающиеся взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.
Социокультурные функции: 1) Общественной памяти 2) Описания, объяснения, предвидения. 3) Образовательная 4) Мировоззренческая 5) Производительная сила 6) Бытовая (онаучивание быта) 7) Политическая, властная (научное обоснование политических решений).

0