Ответы на вопросы к кандидатскому экзамену

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ответы на вопросы к кандидатскому экзамену » Вопросы обязательные для всех аспирантов » 20. Наука как деятельность по получению нового знания.


20. Наука как деятельность по получению нового знания.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

20. Наука как деятельность по получению нового знания. Проблема обоснования научного знания.

0

2

Впервые науку как деятельность по получению нового знания (вместо того чтобы рассматривать науку как систему знаний) определяет американский философ представитель пост позитивизма Т.Кун.
Проблема обоснования научного знания или проблема истинности. Это основная, начиная с осевого времени, гносеологическая (в науке – эпистемологическая) проблема теоретического познания мира человеком. Первое в истории определение истинности было дано Аристотелем (оно же является классическим): истина есть соответствие мысли действительности. При этом в соответствии с канонами теоретического мышления и научной рациональности о действительности говорится здесь в смысле сущности, законов, приведенных в систему теоретического знания и получивших строгое эмпирическое и логическое обоснование в соответствии с критериями научности, принятыми в данной науке в данное время.
Рассмотрим основные проблемы классической концепции истины. Начнем с «самого простого»: как определить соответствие? Можно вслед за логическими позитивистами ограничиться отношениями изо- (гомо-, поли-) морфизма между протокольными описаниями фактов опыта и предложениями теории; однако как известно опыт дает лишь вероятностное знание. Нужно также отметить, что для классической концепции существует класс высказываний (утверждений), лишенных истинностных значений. Например, cos  0º = 1 –  истинно, cos 90º = 1 – ложно, а 0º cos  = 1 – лишено смысла. Заметим, что смысл высказывания определяет исследователь, а не объект, что еще более усложняет истинностные оценки. А если учитывать, что референтом высказывания является обычно другое высказывание, то положение запутывается еще больше, мы сталкиваемся с необходимостью различения фактической (фактуальной) и логической истин (как это случилось в логическом позитивизме). Не менее сложной является проблема критерия истины. Ведь он должен убедительным образом связать мир нашей ментальности (сверхчувственный, умопостигаемый, идеальный) с физическим миром. Конечно, практическая подтверждаемость теории – сильный аргумент. Но, как показано в этом курсе, он не является совершенным ни в логическом, ни в эмпирическом смыслах. Скептики античности указывали на бесконечный регресс критериев: любой критерий распознавания истинных утверждений должен быть доказан на основе другого критерия.
Вот почему вместе с разработкой неклассической, а затем и постнеклассической концепций научной рациональности в ХХ веке получили развитие отличные от классической неклассические концепции истины. Рассмотрим некоторые из них.
1. Истина есть свойство самосогласованности знаний. Это так называемая когерентная теория истины. В ее рамках проблему истины в науке стремятся свести к отношению предложений теории, не затрагивая вопрос об отношении теории к объективному миру вещей. Подробнее об этой концепции и ее различных версиях можно прочесть в цитируемой работе Чудинова.
2. Истину следует определять как полезность, эффективность знания. Это знаменитая прагматическая концепция. Ее сторонники исходят, например, из того, что от проблем классической теории истины следует уйти простым указанием на обеспечение достижения цели (вспомним определение истины как цели К. Поппером в эволюционной эпистемологии, см. лекцию 2). В научной эпистемологии близким по смыслу является операционализм

0

3

Впервые науку как деятельность по получению нового знания (вместо того чтобы рассматривать науку как систему знаний) определяет американский философ представитель пост позитивизма Т. Кун.
Наука – это сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о самом человеке. Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания и результаты этой деятельности: совокупность знаний, приведенная в целостную систему на основе определенных принципов. Разрозненные, хаотические сведения не являются научным знанием. Это предполагает существование особой группы людей, специализирующейся на науке, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации: (1); теоретичность - постижение истины ради самой истины (2); рациональность (3); системность (4). К непосредственным целям науки можно отнести описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Как высшая форма познания и специфический тип духовного производства, наука возникла в Новое время, в XVII – XVIII вв. Наука возникла тогда, когда человечество встало перед необходимостью перейти от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, выявлению закономерностей.
Современная наука – явление многогранное по своим основным признакам, характеристикам и функциям. Она выступает как:
• особая форма общественного сознания, отражающая мир в форме научных представлений, понятий, теорий;
• отрасль духовного производства, в котором заняты миллионы людей, и основной продукцией которого являются понятия, законы, теории;
• социальный институт со своей структурой и функциями.
Наука разделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, срез реальности они изучают. Выделяются естественные и гуманитарные науки, науки о мышлении и технические, фундаментальные и прикладные и т.д.
Наука как деятельность представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности.
Проблема обоснования научного знания или проблема истинности. Это основная, начиная с осевого времени, гносеологическая (в науке – эпистемологическая) проблема теоретического познания мира человеком. Первое в истории определение истинности было дано Аристотелем (оно же является классическим): истина есть соответствие мысли действительности. При этом в соответствии с канонами теоретического мышления и научной рациональности о действительности говорится здесь в смысле сущности, законов, приведенных в систему теоретического знания и получивших строгое эмпирическое и логическое обоснование в соответствии с критериями научности, принятыми в данной науке в данное время.
Научное познание - это во многом разного рода доказательства и обоснования. Например, в процессе научной деятельности ученый может применять такие процедуры обоснования, как дедукция, индукция, определение понятия, измерение, зашита диссертации. Рассмотрим вкратце структуру этих методов обоснования научного знания и научной деятельности.
1. Дедукция. Дедукцией называются различные умозаключения-выводы, которые построены в согласии с логическими законами. Дедуктивные умозаключения обычно предполагают построение некоторой логической теории со своим языком, выражениями, аксиомами и правилами логического вывода. Например, классическим примером дедуктивного умозаключения является вывод - Все люди смертны, Сократ – человек.
Для всякого дедуктивного вывода должно выполняться важное свойство - если посылки истинны, то заключения так же должны быть истинными. Это своего рода свойство переноса истинности дедуктивного вывода.
2. Индукция. Классическим примером рассуждения по индукции является переход в мысли от частного к общем. В индуктивном выводе мыслитель имеет дело с некоторым классом объектов. Этот класс содержит обычно очень большое число объектов, которые практически невозможно все исследовать. Далее обнаруживается, что некоторое конечное число объектов обладает некоторым свойством. На этом основании исследователь может с некоторой вероятностью предполагать, что данное свойство выполняется для всех объектов класса.
В отличие от дедукции, индуктивный вывод уже не всегда обладает свойством переноса истинности: даже если посылки индукции истинны, заключение, в лучшем случае, истинно лишь с некоторой вероятностью.
3. Определение понятия. Индукция и дедукция обосновывают одни суждения на основе других. Но есть обоснования понятий. Одним из наиболее распространенных примеров обоснования понятия является определение понятия. Обычно определение выражается в форме «А есть В», где А – это определяемое понятие. В - система определяющих понятий. Для того чтобы определение было правильным, нужно, в частности, чтобы определяющие понятия уже были понятны к моменту определения понятия А. Такая более ранняя понятность может достигаться либо на основе более ранних определений, либо на основе самопонятности понятий, когда они уже настолько очевидны, что не требуют специального определения. В этом смысле понятия В должны быть более первичными (по времени и порядку понимания), чем понятие 
4. Измерение. Любое измерение предполагает измеряемый объект и шкалу измерения. Шкала обычно представляет из себя множество элементов, которые составляют те или иные степени единицы  шкалы. В этом случае процедура измерения есть как бы выражение измеряемого объекта в том или ином элементе шкалы - степени единицы этой шкалы. Здесь измеряемый объект как бы выясняет степень своего соответствия элементу шкалы, определяет себя как определенная мера этого элемента. Это и есть процедура измерения. В измерении переносится уже не истинность и не понятность, но - измеренностъ. После проведения измерения объект оказывается измеренным («сосчитанным») — представленным тем или иным элементом шкалы.
5. Зашита диссертации. Наука - не только теоретические или экспериментальные процедуры обоснования, это еще и множество различных социальных, ценностных н деятельностных активностей. Например, научная деятельность предполагает определенную подготовленность человека, овладение им рядом профессиональных навыков, в связи с чем в обществе существуют системы обучения
науке и проверки на степень такой обученности. Одной из таких проверок является, например, ритуал зашиты научной диссертации, в случае удачи выражающийся в получении научной степени. Но это ведь тоже процедура обоснования! Что здесь обосновывается? Обосновывается диссертация, она подобна здесь измеряемому объекту, по отношению к которому Ученым Советом и оппонентами выясняется степень ее соответствия некоторым идеалам научности. Сама зашита вполне напоминает некоторый частный случаи социального измерения. Особенность этого социокультурного измерения диссертации состоит лишь в том. что здесь нужно быть не просто измеренным, но обнаружить достаточно высокую меру выражения в себе некоторого эталона научности. В такой очень распространенной в обществе процедуре обоснования переносится не столько истинность, или понятность, или измеренность. сколько - адекватность измеряемого объекта некоторому идеалу.
Последние два метода обоснования научного знания являются весьма своеобразными и не претендуют на высокую научность. Но в ответе будет полезно, по мнению автора, упомянуть про пункт 5.
Определение понятия является своего рода синтезом индуктивного и дедуктивного метода, но на мой взгляд принципиального различия с дедукцией не имеет.

0

4

http://lumenxp.narod2.ru/otveti_na_vopr … o_znaniya/

0


Вы здесь » Ответы на вопросы к кандидатскому экзамену » Вопросы обязательные для всех аспирантов » 20. Наука как деятельность по получению нового знания.