Ответы на вопросы к кандидатскому экзамену

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ответы на вопросы к кандидатскому экзамену » Вопросы обязательные для всех аспирантов » 22. Разновидности научной рациональности.


22. Разновидности научной рациональности.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

22. Разновидности научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Антропная гипотеза в современном естествознании.

0

2

Философия сама возникает как рационализация мировоззрения. В центре ее внимания поэтому всегда находились рассмотрение сущности рационального начала в человеческом сознании, его возможностей, взаимодействия с другими формами отношения к миру. В разные эпохи эта тема приобретает специфические формы. Возникновение рационального сознания - качественный скачок, революционное событие в истории культуры. Это связано с тем, что происходит проблематизация основ миропонимания, развивается критическое отношение к традиционным формам сознания, появляется стремление выработать альтернативные формы постижения мира посредством свободного мышления. Рацион-му противопоставляются различные течения (иррац)
Рациональность формируется как специфический тип ориентации в мире прежде всего в Античной Ф., которая выступает как свободное авторское мышление. Античная рациональность представляет собой открытие недоступных обыденному сознанию слоев бытия. Она основана на рефлексии, а не на логике и эмпирическом доказательстве. К достоинствам античного типа рациональности следует отнести терпимость к различным проявлениям веры, к религии, введение субъекта в реальность: человек рассматривается как часть цельного, гармоничного мироздания. Характерен принцип антропности: разумно и рационально все то, что человечно, духовно, гуманно. Античная рациональность носила открытый характер, была открытой рациональностью. Такая рациональность предполагает способность выхода за пределы фиксированной готовой схемы, за рамки жестких конструкций, ограниченных заданными исходными абстракциями, гипотезами. В открытой рациональности преобладает установка на критический анализ основ данной познавательной позиции, парадигмы, установка на все более глубокое проникновение в реальность, не ограниченное какими-либо заданными априорными структурами.
С развитием науки Нового времени, с формированием механистической научной картины мира формируется новый европейский тип рациональности. Мир - это однородное, лишенное всякой одушевленности, внутренней активности мертвое вещество, движение частиц которого однозначно детерминировано механическими законами. Возникает дуализм природного мира и человека, коорый является характерной чертой европейского сознания нового времени. Природа рассматривается как объект, который человек пришел изменить. Человек - завоеватель природы. Этот дуализм отразился у Декарта в противопоставлении материальных и духовных субстанций. Эта философская рациональность осмысливает человека в мире как субъекта, выходящего за пределы Природной детерминации. Смысложизненные вопросы вынесены за пределы научной рациональности. Научное познание сводится к анализу "Объективного положения дел", рассматриваемого вне контекста отношения к нему человека. Это освобождает науку от зависимости от всякого рода предвзятых ценностей и идеологий, но вместе с тем открывает дорогу для попыток сделать ее нравственно безответственной. Характерные черты европейского типа рациональности - логичность, следовательно выводимость, доказательность, эмпиричность (измеряемость), депсихологизация (объективность), десубъективация (стремление избавиться от ценностного знания). (Типы рациональности по Кашперскому: античная (1000 лет), средневековая (1000 лет), научная (400 лет), возможно появление новой)
Разновидности европейских рационалистов (подходы): 1) Классические интеллектуалисты (рационалисты в узком смысле слова) - Декарт, Спиноза, Лейбниц. Кант сторонники дедуктивного, аксиоматического вывода. 2) Классические эмпириционисты (позитивизм: опора на твердо установленные факты).- Бекон (сенсуализм) 3. Фальсификационисты - Поппер: все научные теории опровержимы, поэтому у каждой теории должны быть строгие рамки опровержимости - область, где эта теория применима. Научное знание - то знание, которое может быть счерчено границами. Вненаучное знание - то, которое не соответствует критериям науки. Остальное знание - бессмысленное. Вообще же граница между научным и вненаучным знанием двигается в зависимости от философской концепции. Так, позитивизм: научное знание - то, которое подтверждается опытом. Если же мы возьмем Российскую философию, то в ней вненаучным знанием всегда считалось религиозные, мистические знания, а также те, которые складывались внутри науки, но первоначально научным не признавались.
Европейский идеал рациональности как закрытую рациональность. Это - следствие увеличения массива специально-научного знания, развития математизированных теорий, накопления больших объемов опытного материала, построения на его основе различного рода классификаций, эмпирических зависимостей. Научная рациональность все больше начинает ассоциироваться с закрытой рациональностью, с работой в замкнутой системе науки. В центре внимания оказывается результативность, эффективность такой науки. Такая закрытая рациональность чревата догматизацией. Это случается, когда исходные установки превращаются в непререкаемые истины и их содержание полностью отождествляется с реальностью. Сознание становится по отношению к ним в позицию тождества мышления и бытия. Не различается сам мир и представление о мире. Одна из критик сложившегося типа рациональности и попыток построить новый тип рациональности предпринимается с позиций постмодернизма. (Деррида, Тулмин). Основные идеи:
1) Проблема субъекта и объекта надумана. Надо обратно вернуть субъект объекту, внести субъект в объект, иначе увидеть реальность. Необходимо построить концептуальную теорию реальность, в которой субъект и объект будут введены в научное знание.
2) Отказ от необходимых и общих суждений. Переориентация основных понятий: причина - условие и возможность, закон - принцип глобальной соотнесенности.
3) Введение ценностей в язык науки, изменение отношения к ценностному знанию. Сочетание знания и веры, науки и религии.
4) Понимание объекта как неисчерпаемого. Абсолютного знания нет, к нему нельзя стремиться. Необходимо создать новую методологию, которая будет опираться на принципы многообразия, множественности, а не закона и необходимости.
Конечно, реальность всегда шире, богаче, полнее любых человеческих представлений об этой реальности и поэтому недопустима канонизация содержания любой картины мира. Такая канонизация находится в коренном противоречии с самим духом рациональности, ее исходными принципами. Нельзя постулировать какого-либо окончательного критерия рациональности, относящегося к определенной парадигмальной модели мира. То, что представляется странным или даже невозможным в рамках принятой в известное время научной картины мира, может быть освоено и осмыслено на ином уровне исходных предпосылок.
Критики сциентизма делают научную рациональность ответственной за пороки и грехи цивилизации (из-за антигуманных последствий научно-технической цивилизации). Но вместе с тем нельзя недооценивать или тем более опровергать значимость рациональности в качестве необходимой ценности нашей культуры. При этом сама рациональность должна пониматься достаточно широко. Неумение адекватно ставить цели. Рациональность нуждается в цели, т.к. это целенаправленная деятельность - наша проблема неумения.
Прежде всего дегуманизацию естественно-научного знания можно преодолеть благодаря четкому осознанию ВКЛЮЧЕННОСТИ человека как субъекта : познания в само дело научного знания. Уже Кант сформулировал идею принципиальной зависимости содержания научного знания от установок и предпосылок субъекта познания, проведя различие вещи в себе и явления. Дальнейшее развитие науки продемонстрировало обязательность этой философской идеи дня самой науки. Приходится признать, что в науке мы имеем дело не с картиной объективной реальности как таковой, а с ее частными моделями, построенными на основе некоторых исходных установок субъекта и его предпосылок, выбранных им позиций. Научная модель реальности является результатом взаимодействия, "игры" субъекта научной познавательной деятельности с реальностью.
Современная научная рациональность может адекватно реализовываться только как открытая рациональность. Отображение реальности в подлинности ее существования - исходный пункт рационального познания - может осуществляться только в динамике столкновения и взаимообогащении различных открытых, способных к самокритике позиций. Такая рациональность предполагает творчество, свободу, максимальную мобилизацию всех душевных усилий личности, осуществляющуюся в контексте межличностной работы, процесса общения. И эта работа, это общение ориентировано на более широкое, полное и глубокое познание реальности. Вместе с тем человек нового идеала рациональности должен быть постоянно способен встать в критическую позицию по отношению к собственным установкам и убеждениям под углом зрения соответствия реальности, в которую вписан, включат человек.

0


Вы здесь » Ответы на вопросы к кандидатскому экзамену » Вопросы обязательные для всех аспирантов » 22. Разновидности научной рациональности.